Что такое неформальные молодежные сообщества? Это неофициальные группы и ассоциации молодежи, не относящиеся к криминальной среде. (Сама криминальная среда вообще не является неформальным сообществом. Дилеры-распространители наркотиков, несовершеннолетние воры и грабители, рэкетиры, нищие и т.п. объединены организованной преступностью в ФОРМАЛЬНЫЕ структуры, и о них здесь речь не идет.)
Примерами неформальных молодежных сообществ могут служить хиппи, панки, металлисты, ролевики и т.п. Различные молодежные группы и сообщества стихийно возникают, распадаются, меняются в соотвествии с модой. В основном принадлежность к каждому сообществу состоит в чисто внешних признаках поведения - стилю одежды, прическе, украшениям. Но, к сожалению, некоторые из молодежных сообществ бросают вызов устоявшейся морали и принятым нормам, в отдельных - существует опасность антисоциального поведения, а в крайних случаях они откровенно асоциальны и даже антисоциальны.
Проблемы, которые связаны с неформальными молодежными движениями андерграундного толка можно объединить в несколько блоков:
# Идеологические. Идеологическая направленность некоторых молодежных движений противоречит общественной морали, а нередко и законам государства (например, скинхеды - вариант неофашистов).
# Протестность. Почти весь неформальный андерграунд в той или иной мере удовлетворяет потребность части активной молодежи к выражению протеста против общественных нравов. Это реализуется в широком дипазоне: от безобидных длинных волос и "фенечек" хиппи, до смертельно опасных мототрюков байкеров.
# Группа риска. Неформальные молодежные движения очень часто являются средой распространения наркотиков. Существуют такие движения как кислотники, для которых определенные наркотики (ЛСД) являются культовыми, а их употребление и обмен наркотическим опытом - основным занятием. В других молодежных движениях даже с безобидной идеологией (рэперы, металлисты) наркотики просто бытуют, как нормальный элемент жизни. Наряду с этим, существуют и молодежные движения, идеология и практика которых таковы, что процент употребляющих наркотики среди членов движения гораздо ниже, чем в средней, например, студенческой среде (ролевики, подземники, скинхеды).
На фоне вышеописанной "отрицаловки" мы часто не замечаем и "положительных" свойств молодежных неформальных движений:
# Культурный уровень членов неформальных сообществ заметно выше, чем средней молодежной среды.
# Практически все молодежные неформальные сообщества находятся в активном противостоянии с криминальным миром (на молодежном сленге - гопниками - подрастающими подопечными воров в законе).
# Как это ни кажется на первый взгляд парадоксальным, но социологические исследования показывают, что бывшие участники молодежных движений в зрелом возрасте лучше адаптируются к жизни. Так в начале 80-х годов во Франции среди бывших участников "молодежной революции" 1968 года процент безработных был значительно меньше, чем в среднем у людей такого же возраста.
# Наиболее массовые молодежные движения несут в себе активную и яркую положительную программу. Например, самое массовое на сегодняшний день движение ролевиков, это: комплексный спорт - фехтование, ориентирование; изучение истории - ролевые исторические игры (нередко ролевики путают историю с мифологией, но и собственно историкам свойственно то же самое); комплексное ремесло - изготовление доспехов, одежды, спортивного оружия (деревянные и пластмассовые мечи).
Каким бы мы ни посчитали баланс между "положительными" и "отрицательными" свойствами, наверняка и без кавычек можно сказать только одно: неформалы существуют, игнорировать этот факт жизни было бы неразумно. Однако, и говорить о педагогической работе с ними следует с большой осторожностью. Возможности педагога влиять на неформалов минимальны, и все-таки, этим минимумом предлагается воспользоваться.